Законные права, в том числе интеллектуальной собственности или авторства, становятся объектом конфликта интересов субъектов гражданских взаимоотношений, если один из участников случайно или намеренно пренебрегает интересами другого.
Когда очередной обладатель интернет – ресурса регистрирует доменное имя он заинтересован в том, чтобы его звучание было наиболее созвучно сфере, освещаемой сайтом, и узнаваемым пользователями.
Если выбранное доменное имя будет похожим по звучанию и написанию на зарегистрированный ранее товарный знак, то это классифицируется, как использование чужого права собственности для извлечения прибыли и недобросовестной конкуренции.
Вследствие подобных соображений возникают доменные споры, между собственником, зарегистрировавшим товарный знак или бренд раньше, чем владелец ресурса, взявший его за основу названия или допустивший случайную схожесть.
Для несудебного разрешения противоречий и урегулирования претензий применительно к правам на зарегистрированные доменные имена, в 1999 году рекомендована к применению Единая политика UDRP, регламентирующая правила принятий решений по спорным вопросам в отношении названий доменов.
Рассмотрение споров владельцев интернет – ресурсов и товарных знаков сегодня реализуют четыре арбитражных центра в США, Европе, Азии и Чешской республике.
Деятельность перечисленных центров не охватывает национальную доменную зону (.ru, .рф и .su), поэтому споры российских собственников интернет – проектов подлежат только судебному урегулированию.
Разрешение конфликта в арбитраже UDRP происходит через полтора – три месяца максимум, для чего нужно подать электронную претензию, содержащую:
Срок ответа на претензию составляет 20 дней, если ответчик не предоставил обоснований, то решение принимается арбитражем.
Механизм единой политики основывается на ряде принципов:
В России урегулирование доменных споров возможно лишь путем обращения в органы правосудия, обладающие следующими полномочиями:
Применимость Единой политики UDRP в РФ ограничена следующей совокупностью причин юридического и политического свойства:
Четкие критерии, по которым можно однозначно идентифицировать пренебрежение единоличного права обладания товарным знаком, ни арбитражными органами правосудия, ни Судом по интеллектуальным правам по сей день не определены.
Присутствие уточнений, при получении доменных имен интернет – ресурсов, о необходимости соблюдения политики UDRP, которые практикуют регистраторы в международных и ряде национальных доменных пространств, не исключает возможности разрешения конфликта в порядке обращения в органы правосудия.
Защищенным от захвата может считаться только включенный в закрытый перечень товарный знак, на основании которого можно отстаивать идентичное и сходное по написанию/звучанию доменное имя.
Сквоттинг в отношении интеллектуальных прав может заключаться в:
Оградить собственные интернет – ресурсы от посягательства сквоттеров можно путем своевременного патентования товарного знака и включения его в закрытый перечень, а также посредством регистрации максимально возможного числа доменных имен созвучных с брендом по написанию и звучанию.
Регистрация сходных по звучанию доменов – делается быстрее, и обходится дешевле.
Первоосновой, применительно к праву обладания конкретным именем, считается не только его схожесть с написанием товарного знака и допустимость смешения, но и сроки регистрации обоих объектов интеллектуальной собственности. То есть, если имя домена было получено в пользование раньше, чем запатентован товарный знак, то согласно постановлению Президиума ВАС РФ от 8 декабря 2009 года по делу №9833, в охране права на последний допустимо отказать, даже если его патентование не было обжаловано.
Существующие прецеденты разрешения органами правосудия доменных споров имеют положительные решения, в частности в отношении «kodak.ru». После многочисленного прохождения всех инстанций и трехкратного направления на повторное рассмотрение в арбитраж первой инстанции (всего было 16 рассмотрений), имя было отобрано у частного предпринимателя, но так и не стало собственностью ни ООО «Кодак», ни корпорации “Истман Кодак Компани”, будучи перехваченным другим лицом.
iPipe – надёжный хостинг-провайдер с опытом работы более 15 лет.
Мы предлагаем: